Кому на самом деле важна письменная речь без ошибок?

Ошибки в письменной речи давно стали обыденностью: их можно обнаружить в СМИ, в рекламе, в субтитрах к фильмам, в меню — короче, везде, где в принципе присутствует текст. Реакции на них разнятся от раздражения и желания немедленно написать в редакцию до полного игнорирования — в конце концов, какая разница, если это уже часть повседневности, да и нет предела совершенству.

А нужна ли вообще абсолютная грамотность в письменной речи — или это отмирающая условность, которой можно смело пренебречь?

«Граммотность»

Исследования уровня грамотности обычно опираются на резолюцию ЮНЕСКО родом из 1958 года. В ней говорится, что неграмотными можно считать тех, кто не может прочитать и написать короткое простое сообщение о своей повседневной жизни. Если руководствоваться этой формулировкой, то выходит, что показатель 99,4 % — это уровень грамотности в России среди людей старше 15 лет — вполне справедлив: действительно, все они умеют читать и писать.

Однако ошибки, которые встречаются едва ли не в каждом публичном тексте, наводят на размышления о том, что на самом деле скрывается за словом «грамотность». И это в профессиональных текстах, а что уж говорить о том, что разворачивается в менее «видных» местах — на личных страницах пользователей социальных сетей или во многочисленных аккаунтах сотрудников бьюти-индустрии.

Но если нормой пренебрегают все или почти все, не значит ли это, что ею действительно можно пренебречь?

Чистописание

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/brizzlebornandbred/41524990695/sizes/l)

«Грамотностью нигде нельзя пренебречь», — уверен Тимофей Евгеньевич, выпускник филологического факультета СПбГУ.

«В публичном пространстве грамотностью пренебрегать не надо. Вы можете ею пренебречь в личной переписке, если это будет принято вашим собеседником, но опять-таки, всё зависит от характера переписки. На некоторых неграмотная письменная речь производит такое же впечатление, как, например, грязь под ногтями, а кому-то действительно всё равно. Тут всё индивидуально, но теперь вы об этом знаете».

Официальных исследований, подтверждающих тезис Тимофея Евгеньевича, пока не существует, поэтому никаких доказательств необходимости грамотной письменной речи, кроме существования профессии корректора, строго говоря, у нас нет. Однако одно то, что существуют люди, которым платят вычитку текста на предмет орфографических и пунктуационных ошибок, уже озадачивает, не правда ли?

Кому надо, тот поймёт

Пожалуй, проблема грамотной письменной речи даже в большей степени актуальна для взрослых, чем для учеников школ: последних можно убедить в её необходимости под угрозой ЕГЭ, для взрослых же понадобятся более весомые аргументы.

Чистописание

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/128303995@N04/15453206428/sizes/l)

Вот несколько из них (и нет, ни один из них не подтверждён британскими учёными),

  1. Грамотная письменная речь позволяет правильно понимать друг друга. Примеров тому может быть сколько угодно — от «Казнить нельзя, помиловать» до неверно написанных слов, искажающих смысл предложения.

  2. Грамотность — необходимое требование к кандидатам на высокие должности. Здесь действует та же самая логика, которая предписывает определённый дресс-код (и это не драные джинсы).

  3. Безотносительно занимаемой должности грамотная речь в письме — равно деловом и личном — помогает заполучить расположение собеседника. О’кей, об этом мы не можем говорить наверняка, но верно обратное: ошибки (не описки, а именно ошибки) раздражают, и некоторых раздражают довольно сильно.

Если отвлечься от чисто утилитарных функций — не искажать смысл написанного и производить благоприятное впечатление на адресата — 

«Грамотность очень важна. Нужно понять: это столп культуры — грамотность. Культура начинается с языка и с организации языка. Если язык не организован, культура не может расти дальше. Установление системных связей в языке — это основа культуры. И поэтому любое её нарушение тревожит лингвистов. Да, конечно, мы осознаем, что язык — живой организм и он развивается сам, но это совершенно не значит, что мы не должны обращать внимания на грамотность», — считает Тимофей Евгеньевич.

Самое время вспомнить о том, что не все ошибки суть следствие неграмотности.

Специфические расстройства письменной речи — дисграфия и дизорфография — встречаются, по разным данным, примерно у 16-20% школьников. Это врождённые расстройства, и для их коррекции требуется вмешательство логопеда. Некоторым удаётся счастливо попасть в руки специалиста в школе, но немало и тех, кто просто доживает до одиннадцатого класса с диагнозом «тройка по русскому». И что примечательно, эта тройка-по-русскому совершенно не обязательно становится стоп-сигналом при написании рабочих текстов.

Тимофей Евгеньевич считает, что дисграфия — не извиняющее обстоятельство:

«Не нужно доверять людям с дисграфией работу, которая требует написания текстов. Я считаю, тем, кто страдает подобными расстройствами, стоит работать в тех сферах, где нужны лишь речевые навыки».  

Чистописание

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/163858439@N02/40162583383/sizes/l)

Ошибки молодости

«Врождённая грамотность» — конечно же, заблуждение. Однако не меньшее заблуждение — считать, что выработка грамотной письменной речи ограничивается периодом обучения в школе и университете. Это не так: грамотность — нарабатываемый навык, и большая часть элементов, из которых он складывается, поддаются тренировке.

Один из способов решения проблемы — частный преподаватель («Идите к репетитору. Даже во взрослом возрасте он может помочь», — подсказывает Тимофей Евгеньевич).

Но если собственной мотивации достаточно, то вполне можно попробовать справиться самостоятельно. Эти методы хорошо известны и, конечно, ни от кого не держатся в секрете.

  1. Чтение (в больших количествах). Читая, мы привыкаем к определённому начертанию слов. Написать их неправильно становится гораздо сложнее после того, как мы многократно увидим их в оригинальном исполнении.

  2. Конспектирование (об этом мы подробнее писали в этой статье).

  3. Переписывание текста.

  4. Чтение вслух.

И если с первыми тремя пунктами всё более-менее понятно, то при чём тут чтение вслух?

«Вот важный момент. У нас в школах преподаётся русский язык, но не преподаётся риторика, — отмечает Тимофей Евгеньевич. Людей не учат речевым навыкам, и у них не рождается связи между грамотной письменной речью и хорошей устной речью. Русские не умеют давать интервью, они очень косноязычны, у них запредельное количество слов-паразитов, их не учат выступать. Когда вы начнёте заниматься риторикой, вы начнёте обращать больше внимания на то, как вы пишете. Вы поймёте наконец, почему в «тся» нет мягкого знака — или наоборот, откуда он там взялся».

Чистописание

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/91907575@N07/15724527655/sizes/o/)

Правильное направление

«Я писала тексты для сайта частной школы. С русским языком я не очень дружу. В текстах были ошибки, но это никак не влияло… Некоторые недовольные звонили, но вообще это был один из самых финансово успешных периодов школы...», — это реплика бывшей сотрудницы одной из частных школ Москвы.

Из этических соображений мы не называем имён, но они и не так важны: это мнение до известной степени обобщённое. В самом деле, если текст (в особенности если это не текст официального документа) выполняет свою главную функцию, — доносить информацию до читателя — зачем ему непременно соответствовать всем идеалам грамотности? Ведь идеальный русский язык — для многих такая же утопия, как дорожное движение без пробок. Невозможно ни разу не ошибиться на письме.

«Все ошибаются, идеал недостижим, — согласен Тимофей Евгеньевич. — Но это не значит, что идеала не может и не должно быть. Должна быть норма, должен быть идеал. Должен создаваться, простите за казёную лексику, социальный вектор, должно быть общественное согласие, что грамотность — это не пустой звук. В этом смысле стенды г-жи Вербицкой с правилами (социальная реклама «Давайте говорить как петербуржцы» — прим. АР) несколько раздражают, но мне кажется, они раздражают во многом из-за её лица. Было бы приятнее, если бы эти плакаты были более креативно сделаны и не связывались с её физиономией. Но в целом эта идея очень правильная».

Плохая новость в том, что ни одна автопроверка на данный момент не в состоянии выловить все ошибки, которые мы допускаем на письме (в этом тексте, к примеру, орфограф подчеркнул красным с десяток правильно написанных слов). Приучать себя писать по правилам каждому придётся самостоятельно, как бы ни хотелось препоручить эту работу умному электронному помощнику. Во всяком случае, пока.

Но хорошая новость тоже имеется. И даже не одна.

  • Во-первых, регулярное чтение действительно творит чудеса, а значит, овладение грамотной письменной речью может стать как минимум интересным.

  • Во-вторых, дивиденды, получаемые от такого навыка, абсолютно сопоставимы с трудозатратами.

  • Наконец, третье. Любой новый навык, который мы осваиваем, — это своего рода лекарство от старости: мы тренируем свой мозг, а он платит нам благодарностью. Кто-то ради этого учит новые языки (и это отлично работает). Но как следует выучить собственный — ничуть не менее достойное предприятие. И совершенно точно — не менее полезное.

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/leninka/13221511515/sizes/l)

Мудрая сова 29 марта 2019